расширение сознания повышение осознанности
Рубрики сайта:
Новости
Автор
Статьи
психология
тело
прочее
Библиотека
Полезные ресурсы
«Свобода от ума»
Телесные практики
КИ
Анализ ума
Группа в Facebook
Канал в YouTube
Живой Журнал



Поддержать проект

 Работа с головой (24 видео)

 Работа с телом (8 видео)

Алексей Карягин, «Контактная импровизация — управление хаосом»

Добавлена на сайт: 20.01.2012

Данная статья представляет собой небольшое исследование, посвященное преподаванию контактной импровизации (КИ) как формы современного танца. Статья предназначена для людей знающих что такое КИ и интересующимися преподаванием данной практики, но может быть интересна преподавателям любых танце-двигательных дисциплин как для взрослых, так и для детей. Получить первое представление о КИ можно почитав сайт contactimprovisation.ru и посмотрев несколько видеороликов на этом же сайте. Автор статьи - в прошлом организатор тренингов по КИ и перформансу, а также организатор московского фестиваля контактной импровизации и перформанса 2006-2010 годов (с 2007 по 2010 гг. - финансовый директор, т.е. ответственный за всю материальную составляющую фестиваля, собиравшего по 160 человек каждый год). Статью можно рассматривать как советы начинающему учителю.

Я познакомился с КИ в 2004 году, попав на классы и тренинги Анжелики Доний - первого человека, взявшегося всерьёз преподавать эту дисциплину в России и чья деятельность по преподаванию и популяризации КИ не прекращается и по сей день. Затем я познакомился еще с несколькими преподавателями, а в конце 2005 года мне посчастливилось попасть на международный фестиваль в Израиль, где я впервые познакомился с такой формой практики как фестиваль, на 200 человек одновременно. На этом мероприятии меня занесло на класс Дитера Хайткэмпа (Dieter Heitkamp) для учителей КИ, где он произнес сакраментальную фразу: "В КИ у нас нет дипломов и сертификатов и хороший учитель отличается от плохого лишь тем, что у плохого просто нет учеников".

В 2009-й кризисный год я пригласил двух известных преподавателей, Эндрю Харвуда и Мартина Кео, посетив мастер-класс первого. Стоимость их тренингов была, по тем временам, астрономическая, однако, мне удалось собрать по почти 50 человек на каждый тренинг. Но что самое интересное - недовольных не осталось, хотя Эндрю давал все то, что давали уже и другие учителя. Вопрос в том, как он это давал, что люди были в восторге?! Тогда я в очередной раз задумался, а чем же собственно хороший учитель отличается от плохого и вот результат размышлений длинной в 6 лет.

Итак, кто же такой, какой он, этот учитель, который собирает и удерживает вокруг себя учеников? Совершенно очевидно, что у каждого учителя на каждом классе/тренинге появляются люди, которые пришли попробовать и решили для себя, что "это не для меня", "это секта", "это какая-то ерунда". После чего эти люди больше не появляются и этот эффект имеет место быть в любой дисциплине, таких в учёт не берём.

Теперь что касается остальных - нам надо выяснить, что удерживает тех, кто заинтересовался рядом с одними учителями и отталкивает от других. Очевидно, это то как учитель учит, во всех смыслах этого слова с учётом специфики преподавания КИ. Начнем с последнего — со специфики.

В контактную импровизацию приходят разные взрослые люди — и худые и полные, и здоровые и не очень, и маленькие и высокие, и всем им есть место, в отличие от других форм танца! Когда мне было лет 10 на уроках псевдонародных танцев в школе, состоящих из странных ужимок и прыжков с картонной балалайкой, учитель позволил себе физическое наказание в отношение меня, после чего танцы надолго исчезли из моей жизни. В КИ, где приходят взрослые люди добровольно, еще и платят деньги, подобное поведение со стороны преподавателя, да даже просто повысить голос на группу или отдельных ее членов, просто недопустимо — учеников не останется. Что я, кстати, и наблюдаю у некоторых прекрасных танцоров - как учителя они не состоятся никогда, пока не изменят свой подход к преподаванию.

Так как же можно учить такую разношёрстную группу? Во-первых, учитель должен принять, что люди разные — как физически, так и эмоционально. Кому-то достаточно один час практики, чтобы освоить упражнение, кому-то нужна неделя, а кто-то, возможно, сможет освоить определенную технику через год, когда тело "внезапно поймет", как ему это сделать. И исходя из этого можно ставить в пары тех кто может сделать и показать с теми кто пока не может увидеть себя со стороны, учитывать психологию участников — давать положительно-мотивирующую обратную связь. Например, при отработке упражнения вместо того чтобы сказать "ты делаешь все неправильно", можно подойти и поправить, помочь, или сказать "у тебя почти получилось".

Если большая часть группы делает что-то не так, то вместо того, чтобы сказать "вы всё делаете неправильно" или пытаться комментариями заставить людей сделать как было задумано, можно что-то убрать из упражнения или добавить в него. Чтобы начать быть хорошим учителем, нужно немного понимать человеческую психологию и, как бы это странно не звучало, выйти из позиции учителя в школьном понимании; хорошо бы самому пройти, в широком смысле слова, психологическое очищение по больным эмоциональным темам — тут далеко ходить не надо, они постоянно всплывают, но этого не достаточно — это только начало.

Наверное, самый важный момент для учителя — это то, как учитель Учит. Если взять группу неподготовленных, но все же физически развитых людей, показать им фундаментальные фильмы по КИ, например, Falling after Newtone, а потом попросить танцевать, то получится полнейший хаос. Поэтому обучение, особенно начинающих, — это и есть управление хаосом, структурирование хаоса. Давайте попробуем разобраться посредством чего же хороший учитель, у которого много учеников, этим хаосом управляет?

Первое и, пожалуй, самое очевидное — посредством преподавания техники контактной импровизации, так как без этого даже с места не сдвинуться, особенно при обучении начинающих. На начальном этапе есть ряд упражнений, которые подойдут всем учителям и нужно просто освоить эти азы преподавания, а в дальнейшем совершенствовать их и учиться применять к "сложным" ученикам —  со страхами контакта, эмоциональными и физическими проблемами. В Израиле КИ танцуют даже инвалиды, так что ограничений и правда нет.

Второе и тоже очевидное — групповая динамика, не учитывать и не использовать которую просто "смертельно" для любого тренинга. Если в группе не создана дружественная благоприятная атмосфера, то никакое серьёзное обучение невозможно. Это достигается через знакомство, игры на запоминание имён, круги, в которых каждый может высказать, что он переживает. Также хорошим клеем для группы начинающих могут стать несколько опытных участников/ассистентов, которые уже успели понять и получить удовольствие от танца.

Третье, уже менее очевидное — сам танец или мини-джем. Когда некоторые базовые техники уже освоены, то некоторые упражнения можно вывести в 5-10-минутный танец соло или с тем партнёром, с которым упражнение выполняли. Так или иначе, в этом танце ученики начинают использовать всё, что они до этого наработали, таким образом, происходит интеграция полученного материала в танец, что, в общем, и является целью тренинга.

Четвёртое — управление усталостью группы. Рано или поздно, выполняя упражнения, группа устанет. Конечно, это произойдет не со всеми одновременно и если кто-то один присел отдохнуть, можно не останавливаться. Однако, когда половина группы сидит или усиленно дышит и потеет, то это повод что-то поменять. Люди ведь приходят не для того, чтобы упыхаться? Хороший учитель должен ловить этот момент и сделать перерыв, поменять упражнение, предложить бодиворк. Хорошо бы, конечно, вообще продумать каждый день тренинга так, чтобы усталость появлялась перед перерывом и в целом в ходе всего тренинга не накапливалась. Но такой навык приходит с опытом.
Учителю стоит постоянно напоминать о том, чтобы ученики во время упражнений не задерживали дыхание, как бы тяжело не было, в противном случае усталость наростает в геометрической прогрессии. Если трудно, то подойдет такой способ дыхания — короткий вдох носом, длинный выдох ртом.

Пятое — интеграция упражнений в танец. Это уже упоминалось ранее, но требует особого внимания. Люди, в большинстве своём, на тренинг приходят не точку контакта крутить, они хотят научиться танцевать, а следовательно все упражнения должны в конечном итоге выходить в танец. Есть одна практика, которая, помимо собственно танца, может этому поспособствовать — это аутентичное движение. Любой учитель КИ должен уметь эту практику использовать в подходящий момент. И кстати, она хорошо снимает усталость.

Шестое — собственный танец учителя. Все ученики, даже самые застенчивые, хотят почувствовать "идеальный" танец и на тренинге или джеме они найдут способ законтачить с учителем. Подразумевается, что в целом те, кто начал учить, хорошо танцуют, но нужно еще хорошо танцевать с начинающими, которые много чего не умеют и даже не понимают. Как показывает жизнь, это отдельный пласт учительской практики, описать которую у меня пока нет слов.

Седьмое — музыка. Музыка — мощнейший инструмент в опытных руках. С ее помощь можно усилить расслабление и ускорить отдых или энергетизировать целую группу, можно задать ритм и скорость танцу, изменить настроение и много чего еще. Однако, с музыкой есть множество ловушек, о которых надо знать, поэтому ей я дальше уделю отдельное внимание.

Восьмое — жизнь группы во время тренинга. Конечно, вы не можете контроллировать группу за пределами зала, но можете рекомендовать легкое питание, отказ от употребления алкоголя — это сильно облегчит тренинг. Также стоит отметить, что при освоении нового материала в мозге простраиваются новые нейросвязи, а для этого нужен весь спектр витамина B, который можно также рекомендовать.

Теперь мы подходим к самому интересному вопросу — какими навыками должен обладать идеальный учитель? Из вышесказанного очевидно, что учитель должен сам хорошо танцевать КИ; быть немного перформером, чтобы проводить понятные и эффектные демонстрации; уметь хорошо объяснять материал и в совершенстве им владеть; объяснить технику безопасности и поддерживать безопасность на занятиях.

Учитель должен знать (спросить) зачем ученики пришли к нему на тренинг и уметь услышать за словами реальные смыслы для этого ученика.
Учитель должен создать правильные отношения в группе и хотя у популярных учителей с большим стажем преподавания я ни разу такого не видел, должен не бояться удалить проблемного ученика с тренинга.
Учитель должен в течение всего тренинга присутствовать в настоящем моменте, пронизывать и чувствовать пространство тренинга. Для этого до тренинга хорошо бы решить все проблемы настоящего момента и уметь останавливать внутренний диалог или хотя бы не вовлекаться в него. Даже во время танца, когда мы не разговариваем, достаточно легко почувствовать находится ли партнёр "здесь и сейчас" или он где-то "далеко" по тому импровизирует ли он или просто повторяет какие-то заученные паттерны.
Учитель должен регулярно практиковать КИ — это само по себе сильно повышает его способности, и как учителя в том числе.
Учитель должен иметь высокую чувствительность собственного тела, рук, ног, — это особенно важно для танца с начинающими.
Учитель должен избавиться от всех человеко- и пространственных фобий. Это настолько критично, что может свести на нет всё, чему вы учились и достигали.
Учитель должен быть бодрым на занятии, иначе вся группа устанет вслед за ним. Для длинного тренинга это не просто, но достижимо через творческое (измененное) состояние сознания. Творческий кризис, кстати, это неспособность человека войти в такое состояние.

Понятно, что слово должен здесь звучит очень жёстко, но это очень жёсткая граница между тем будут у данного учителя ученики или нет. Не все из того что учитель "должен" можно достичь только с помощь практики КИ или это не всегда эффективно. Например, поднять чувствительность рук, ног, всего тела или повысить энергетику тела можно с помощью боевого искусства Вин-Чун, Ци-Гун или Тай-Цзи; повысить присутствие в настоящем моменте быстрее получится пройдя медитацию Випассана или объективные процессы из книги "Дианетика-55"; разрешить эмоциональные и фобические проблемы можно быстро с помощью ПЭАТ — системы Ж. Славинского, что к тому же увеличит количество доступных единиц внимания для пронизывания пространства тренинга. Практика перформанса с обратной связью также может стать мощным инструментом совершенствования учительских навыков.

Обратная связь (ОС) — лучший учитель для учителя. Это может быть как ОС со стороны более опытных коллег, посетивших  урок(и), так и то как учитель дает ОС более опытным коллегам с последующей ОС с их стороны относительно того что и как было замечено, а также какими словами описано. Последнее — очень эффективно, но редко применяется. Одним из способов обратной связи для самого себя может быть съёмка собственных уроков на видеокамеру с последующим просмотром через несколько дней, когда эмоции относительно собственного успеха или провала поутихнут. Уверен, начинающие учителя представляют себя совсем по-другому, чем то, что запечатлеет камера.

Музыка в контактной импровизации

В КИ учителя используют музыку, чтобы направить танец группы в определенное русло — придать ему энергии, динамичности, когда группа "засыпает", или наоборот замедлить и расслабить, если вдруг танец пересек границу опасной скорости. Однако, стоит отметить ряд проблем связанных с переживанием музыки. Да, музыку можно слушать, а можно переживать в танце, поэтому я уделю этому особое внимание.

В далёком 1951 году Рон Хаббард подробно описал шкалу, которую назвал шкалой эмоциональных тонов, он посвятил ей много слов, но нас интересует ее применение к музыке и танцу. Выглядит нужная нам часть шкалы приблизительно так:

8,0  — Вдохновение
6,0  — Эстетика
--------- тело -----------
4,0 — Энтузиазм
3,5  — Веселье
3,3  — Сильный интерес
3,0  — Консерватизм
2,9  — Умеренный интерес
2,8  — Удовлетворённость
2,6  — Незаинтересованность
2,5  — Скука
2,4  — Монотонность
2,0  — Антагонизм
1,9  — Враждебность
1,5  — Гнев
1,4  — Ненависть
1,3  — Возмущение
1,2  — Отсутствие сочувствия
1,15 — Не выраженное возмущение
1,1  — Скрытая враждебность
1,02 — Беспокойство
1,0  — Страх
0,98 — Отчаяние
0,96 — Ужас
0,94 — Оцепенение
0,9  — Сочувствие
0,5  — Горе
0,05 — Апатия

Любая композиция может иметь место или диапазон на этой шкале тонов и переживание музыки способно привести человека в ту или иную точку шкалы. Есть, конечно, нейтральная музыка, которая почти не влияет, но это редкость.

Что стоит помнить, используя музыку:

  1. Каждый человек в группе находится в своем тоне и поэтому музыка действует на каждого по разному.
  2. Если вы тянете человека вниз, например, из веселья в монотонность, он будет сопротивляться.
  3. Если вы тянете человека вверх, то сможете поднять не более чем на 0.5 тона. Например, если ваша группа скучает, то максимум что вы сможете добиться музыкой — это умеренного интереса.
  4. Максимальный тон, который можно переживать на уровне человеческого тела — 4.0, то что выше — требует осознания духовной природы жизни. Если вы ставите музыку уровня чистой эстетики (6.0) или выше, на которой находится часть классической и неоклассической музыки, то понимайте, что далеко не все, особенно начинающие, способны ее пережить (в танце). На самом деле переживать такую музыку по-настоящему способно очень малое количество людей, однако, если ваша группа будет тянуться к этому и у нее в целом не получится, то это фрустрирует и тон может упасть до 1.9-1.5, что совсем плохо. Поэтому я бы посоветовал не ставить подобных экспериментов дольше одной композиции и не дольше 4-5 минут.
  5. Не ставьте музыку со словами на родном для группы языке — это провоцирует внутренний диалог и переносит внимание с тела в ум, что не сказывается на танце положительно. Лучше использовать инструментальную музыку.

Соблюдая эти несложные предосторожности с помощью музыки можно добиться много. Конечно, музыка не заменяет учительский навык, но может стать мощным катализатором.

Пространство джема (свободное пространство танца и практики КИ).

Закончу про музыку. Музыка на джеме имеет ряд функций. Во-первых, она отделяет тех, кто танцует от тех, кто разговаривает или от тех, кто танцует и разговаривает одновременно — в маленьком пространстве городского джема это важно. Во-вторых, задает некий ритм джема, который затягивает приходящих участников в танец. Вместе с тем, в Европе большая часть джемов проходит в тишине. Здесь нет универсального рецепта, т.к. джем джему — рознь, поэтому наблюдайте, экспериментируйте.

Так как джем — свободное пространство, то ответственность ведущего сводится к обеспечению свободы и безопасности — физической и эмоциональной. С физической все более или менее понятно: во-первых, чистые, сухие и качественные полы; во-вторых, нужно немного присматривать за новыми людьми. Может так случиться, что на вашем джеме появится человек заинтересованный в каком-то другом контакте. Он не будет ходить на уроки и учиться, а будет приходить на джемы "кидаться" на других участников, что просто травмоопасно. Другие начинающие не всегда понимают что происходит и задача ведущего оградить их от таких посягательств, в частности путем обязывания учиться КИ прежде чем практиковать на джеме или покинуть джем.

Эмоциональная безопасность также важна. После публикаций о КИ от страдающих недостатком интеллекта журналистов в жёлтой прессе, на джемах появляются люди, пришедшие с какими-то сексуальными или шизофреническими фантазиями. Стоить заметить, что к собственной эмоциональной безопасности люди относятся куда серьёзнее, чем к физической, поэтому в целях сохранения пространства джема стоит избавляться от таких нарушителей чужих границ. Если человек приходит на джемы и не танцует, а навязывается делать массажи или что-то еще, то это наш кандидат. Помните, что организатор джема будет также нести ответственность вместе с нарушителем перед правоохранительными органами.

Надеюсь, вы примените хотя бы часть этих советов и в своей практике. Это, как минимум, добавит в нее удовольствия!

 

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!


 







Популярные статьи:
«Анализ ума» Д. Стивенса
Почему духовная практика - это, в первую очередь, эффективная психотерапия.
Зачем вообще нужна психотерапия?
3-х дневное сухое голодание
Правильная духовная практика